Свет с Востока. Европейский Ренессанс, как порождение мусульманской культуры
«Пропасть между мусульманской и западной цивилизациями является непреодолимой» - убеждены многие ведущие мировые политики, ученые и журналисты. Именно точка зрения, что «варварский» Ислам является непримиримым врагом и антиподом «цивилизованного» Запада, становится наиболее распространенной в современном мире. Предположить же, что некогда Ислам выступил, своего рода, отцом и матерью современной западной цивилизации, и в голову никому не приходит. 

Откуда есть пошла Европа?

Из плена подобных мифов вырваться не просто. Особенно когда и СМИ, и киноиндустрия, и школьное, и университетское образование, и наука – все основано на утверждениях о том, что Европа является прямой наследницей античной цивилизации, уникальной, самой прогрессивной цивилизацией в мире, не имеющей аналогов в мировой истории. И при этом, якобы, ее вечным соперником, завистником, противником и вечным неудачником является мусульманский мир. 

Однако оба представления являются целенаправленно созданными мифами, не более, чем ложными измышлениями, которые призваны были утвердить моральное право Запада на мировое владычество в качестве наследников Рима и Афин. На самом деле Запад никогда не являлся ни духовным, ни культурным, ни политическим наследником античного мира.

Наоборот, формирование феодальных государств Европы означало появление совершенно иной общественной, политической и культурной модели развития. А разрыв между античностью и европейским Ренессансом, который явился эпохой возрождения античного наследия, составлял более тысячи лет.

Сами же древние греки вообще не считали себя европейцами, а, скорее, отождествляли с великой восточной культурой, с Древним Египтом и Финикией, откуда они восприняли и письменность, и основы гражданской культуры, военного и мореходного дела. 

Мартин Бернал пишет, что греки прекрасно осознавали свою принадлежность к культурному ареалу Древнего Востока. «Они не только высоко ценили то, чему обучились у египтян и финикийцев, но и… считали своими предками египтян, быть может, мифическими, но это не важно», - заключает он.

Население же современных западных стран воспринималось греками как скопище варваров. Таким образом, древнегреческая культура и цивилизация соотносятся с западноевропейской культурой и цивилизацией примерно так же, как и культура индейцев Северной Америки с современной массовой культурой США.

Еx orienta lux, или Свет с Востока

Очевидно, что феодальная Европа возникла не из античной, а из христианской культуры, полностью отрицавшей прежнее наследие Рима и Греции, считая его языческим. Причем вместе с религиями римского и греческого обществ обновленная христианская Европа полностью отказалась и от античного интеллектуального и научного наследия. 

В итоге средневековая Европа погрузилась во тьму невежества, тотальной неграмотности и дикости. И подобное мрачное состояние европейского общества продолжалось на протяжении нескольких веков. 

Но что же, в таком случае, послужило толчком для выхода европейского общества из этого мрака к свету научного и культурного Ренессанса и Возрождения? Как мы уже говорили, данный толчок и стимул к преодолению вековой отсталости и невежества для Европы никак не мог исходить от античного научного и культурного наследия. К тому времени, когда Европа утопала в крови междоусобных войн, задыхалась в дыму костров инквизиции, на которых сжигали невинных девушек и ученых по самым нелепым и диким обвинениям, античное наследие для западных стран казалось уже потерянным навсегда. 

Толчок Европе, как ни странно, дала именно та сила, которая сегодня представляется всеми СМИ и политиками как смертный враг «цивилизованного Запада» - исламский мир. Блистательные Андалусия, Сицилия, страны Северной Африки и Ближнего Востока, по образному выражению самих западных ученых, явились для мрачной средневековой Европы спасительными «маяками света». 

В то время как средние века в европейской культуре ассоциируются со всем самым мрачным, диким, варварским и отсталым, эти же средние века для мусульманского мира являлись периодом наивысшего подъема и цивилизационного расцвета. 

В течение нескольких столетий, соответствующих европейскому средневековью, мусульманские столицы – Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и др. – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями крупнейших сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках исламских традиций. 

Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к их культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным.

Знакомство с мусульманским наследием и его освоение европейцами началось, в первую очередь, в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов.

Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков. На заре Ренессанса христианская Европа носила восточные одежды, пела арабские песни и читала философские произведения испанских мусульман. 

Тема того, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу, достаточно широко раскрыта. Оттого остановимся здесь только на ее некоторых наиболее интересных аспектах.

Создатель и спаситель Европы

«Это история о том, как мусульмане научили Европу жить и думать. Это история о том, как Ислам создал современный мир», - пишет о том периоде писатель и лауреат премии Эдгара Марк Грэхэм. По его словам, не будь того мусульманского влияния на Европу, то западной цивилизации, какой мы ее знаем, возможно, вообще, не существовало бы. 

В своей книге, которая так и называется «Как Ислам создал современный мир», он обстоятельно и аргументировано разъясняет, как мусульмане не только сформировали собственные научные школы и новые дисциплины, не только сохранили античное интеллектуальное и научное наследие, значительно их развили, расширили и углубили. Но и то, как это мусульманское наследие создало тот мир, который мы сегодня воспринимаем, как исключительно западный. 

altЭтой же теме посвящена и книга «Что Ислам сделал для нас? Осознание исламского вклада в западную цивилизацию» ирландского автора Тима Уоллеса-Мэрфи. В ней автор раскрывает всю широту и глубину мусульманского вклада в развитие западной цивилизации в сфере образования и, практически, всех известных сегодня наук. 

Только передача Европе арабских цифр и системы счета привели к перевороту в познаниях европейцев в математике, алгебре, геометрии, на основе которых получили дальнейшее развитие система преподавания, архитектура, торговля, экономика и последующее процветание всей Европы. Кроме того, мусульмане познакомили Европу с принципами религиозной терпимости, уважения к учебе и знаниям, традициями рыцарства и братства. 

Мусульманские мыслители, поэты и ученые, по словам Грэхэма, заложили основу для европейского Ренессанса. Он приводит примеры того, как философские концепции мусульманских ученых, например, андалусского философа Ибн Рушда (Аверроэса) проникали в европейские университеты, оспаривали и опровергали ошибочные и косные догматы ортодоксальной церкви, пробивали путь научным методам в европейском обществе. 

Грэхэм указывает на конкретные заимствования Данте в его «Божественной комедии» из произведений великого андалусского автора Ибн Араби. Он вскрывает огромную роль в данном мусульманском влиянии на Данте его наставника Брунетто Латини. Последний долгое время обучался в библиотеке испанского города Толедо, где даже после христианской Реконкисты сохранялась та же интеллектуальная и культурная атмосфера, что и при мусульманском правлении. 

Далее в своей книге Грэхэм показывает еще один значимый исторический факт, за который Европа навсегда останется перед исламским миром в неоплатном долгу. Речь идет о том, что в 1260 году мусульмане стали той силой, которая встала на пути монгольских полчищ в Европу. Тогда египетские мамлюки наголову разбили монголов при Айн Джалут в Палестине и, фактически, спасли Европу от разорения и уничтожения. 

Это нежданное избавление от смертельной угрозы, которое мусульмане даровали Европе, Грэхэм называет еще одним «даром», который исламский мир преподнес западному миру после «другого великого дара Ислама – знания».

Несмотря на то, что все ведущие эксперты и политики разглагольствуют о неизбежности столкновения мусульманской и западной цивилизаций, Грэхэм не только позволяет себе смелые заявления об определяющей роли мусульманской цивилизации в формировании Европы. Но и утверждает, что мусульманская и западная цивилизации возникли из одних и тех же интеллектуальных и духовных корней. По сути, Запад и Ислам, на его взгляд, можно рассматривать просто как разные стороны одной цивилизации. 

Забытый мусульманский Ренессанс

О том, что именно мусульманская цивилизация явилась той силой, которая сохранила для Европы античные знания, подарила собственное научное и духовное наследие и подтолкнула к Ренессансу, пишет и другой автор – Джордж Салиба в своей книге «Исламская наука и вызревание европейского Ренессанса». Его исследование вызвало настолько глубокий интерес в Европе, что автора приглашали с серией лекций по данной теме в многочисленные университетские и исследовательские центры. 

В числе авторов, разрабатывающих эту тему, стоит также назвать профессора Чарльза Бернетта, который отслеживал влияние арабских научных трактатов и переводов на европейское общество, выявлял мусульманские корни возрождения наук в Европе.

Бернетт вообще заявляет о том, что влияние мусульманского научного и культурного влияния на Европу было настолько глубоким, что фактически сформировало на европейском континенте новое общество и даже подготовило общественные и экономические условия для зарождения капитализма. 

Что же касается самого Ренессанса, то американский автор Чарльз Хаскинс предлагает увидеть в истории не один Ренессанс, не одну эпоху Возрождения, а несколько. Он выделяет Ренессанс 12 века, который был вызван знакомством с мусульманской системой образования и наукой. Ренессанс 15 века, вызванный возвращением в искусство, архитектуру и литературу античных стандартов, которые, опять-таки, были сохранены для Европы мусульманами.

Ренессанс 16 и 17 веков, по словам Хаскинса, снова был вызван к жизни мусульманскими научными достижениями в области астрономии, когда под исламским влиянием формировались научные концепции Галилео и Коперника, полностью перевернувшие все миропредставление европейцев. 

Чарльз Бернетт настойчиво убеждает своих западных коллег начать полную переоценку европейского Возрождения с учетом того влияния, которое на него оказали мусульмане. Ведь, как ни странно, даже в западной академической среде данный факт полностью вытравлен из сознания ученых.

Этот процесс вытравления всех следов мусульманского влияния начался с тех пор, как европейцы, перенявшие все мусульманское научное наследие, сами превратились во влиятельную силу, развернули агрессивное вооруженное наступление против своего недавнего учителя, наставника и отца-прародителя. Европейская церковь и правители сделали все для того, чтобы представить в истории европейское Возрождение исключительно как собственное порождение, исключительно европейское явление, не имеющее ничего общего с иными цивилизациями ни в прошлом, ни в настоящем.

Уже цитировавшийся в данной статье Уоллес-Мэрфи заключает в последней главе своей книги: «Даже краткое исследование истории показывает, что европейская культура в долгу перед мусульманским миром. И этот долг огромен и неоценим. Мусульманские ученые сохранили и укрепили знания Древней Греции, заложили основы современной науки, медицины, астрономии и навигации, вдохновили нас на наши культурные достижения. Этот долг перед мусульманским миром вряд ли когда-нибудь можно будет погасить полностью. Однако, при этом мы отблагодарили мусульман веками недоверия, жестокости, Крестовых походов, имперских колонизаций и эксплуатации мусульманских народов».

 

Анонсы новостей

Как правильно выбирать могильные плиты? Основные виды изделий

Чтобы могильная плита прослужила без нареканий не один десяток лет, необходимо сразу выбирать надёжный материал. Специалисты рекомендуют приобретать изделия из карельского гранита, потому что он отличается не только высокой прочностью, но и податливо...

Читать полностью

Друзья