Политическая практика Пророка (мир ему) до Хиджры
Ложные убеждения многих мусульман о том, что исламская религия должна быть решительно отделена от политики, что политика чужда Исламу, что мусульманин ни в коем случае не должен участвовать в политической жизни, постепенно уходят в прошлое. Однако в среде молодых мусульман существует еще одно абсолютно неверное мнение о том, что мусульманам предписано участие в политике только в условиях исламского государства, а подобная деятельность в немусульманском государстве, якобы, приравнивается к неверию.

Политика в Исламе

И первые заблуждения, и вторые требуют основательного ответа и опровержения. Убеждение в том, что мусульманам ни при каких обстоятельствах нельзя принимать участие в политике, как отдельным верующим, так и организациям, объединениям, движениям и партиям, навязано нам противниками исламской религии и цивилизации, которые как смерти боятся ее возрождения. 

Однако политика, как экономика и добывание хлеба насущного, как диалог и конфликт, как отношения между людьми и повиновение одних другим, является неотъемлемой частью человеческой жизни. Политика в широком своем понимании охватывает собой все отношения между людьми и народами, вопросы обустройства общества, установления и защиты справедливости и многое другое.

Разве все это может быть исключено из Ислама? Разве содержащиеся в Коране и Сунне предписания относительно установления справедливости, искренности, праведности касаются только мечетей и не имеют никакого отношения к остальным общественным сферам? Разве Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), кроме обучения людей молитве и посту, не выстраивал отношения между своими сподвижниками и соседними племенами? 

Религия, как учение о правильной организации жизни и отношений внутри человеческого общества не может обойтись без политической стороны. Даже те религии, которые провозглашают свою непричастность к политике, на самом деле всегда участвовали в ней сами или же были инструментами в руках политиков. 

Лишь Ислам, сразу после своего появления, открыто провозгласил, что политика является неотъемлемой и весьма существенной частью его вероучения. И установил четкие и справедливые правила политической деятельности, как для мусульман, так и для всего остального мира. 

Ислам пришел в этот мир не только для того, чтобы построить мечети и заполнить их стройными рядами молящихся. Ислам пришел в этот мир для того, чтобы помочь людям разобраться в собственных отношениях, научить их правильно общаться, взаимодействовать друг с другом, разъяснить кому, как и в чем надо повиноваться, к каким целям стремиться, какое общество и государство строить. 

Что это, если не политика? Оттого, для верующего мусульманина данный вопрос вполне очевиден – политика не только является неотъемлемой частью Ислама, но и в каком-то смысле его сутью.

Политическая практика до Хиджры

Однако даже если мусульмане и осознают данный очевидный факт, в их среде, особенно, среди активной молодежи, живет убеждение, что политическая деятельность и участие во власти дозволены мусульманам только в условиях исламского государства. И никак иначе. 

altОттого, считается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) занялся политическим управлением только после переселения в Медину (Хиджра) и формирования мусульманской государственности. Однако подобные убеждения являются глубоким заблуждением. Политическая деятельность нисколько не ограничивается только деятельностью халифа, амира, султана или имама по управлению государством в соответствии с Шариатом. 

Рассмотрим этот вопрос на примере пророческой деятельности в период до переселения в Медину, то есть тогда, когда еще не действовало исламское правление и не существовало исламского государства. Политическая деятельность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) началась с первого же дня его пророческой миссии. Как только ему было донесено, что он является Посланником Аллаха ко всему человечеству, он начал призыв своего окружения, племени, а затем и окрестных народов к принятию новой для них идеологии, образа жизни и социально-политической модели. 

Мухаммад (мир ему и благословение) нес идеологию, которая совсем по-новому трактовала общественные и политические отношения между людьми, вопросы господства и подчинения, справедливости, воздаяния и наказания, утверждала новые отношения между классами, народами, расами и государствами. И это была самая что ни на есть настоящая политическая работа, если смотреть не нее с позиций современного общества. 

В этой деятельности Пророк (мир ему благословение) использовал все возможные и доступные на тот момент средства доведения призыва до отдельных личностей, наставления, проповеди, информационной борьбы против невежества и ложных языческих убеждений. Кроме того, в условиях агрессивного языческого общества Посланник Аллаха (мир ему и благословение) собрал узкую группу последователей, вел среди них тайный призыв, потом начал открытую и публичную работу по призыву всего мекканского общества. 

По своей сути, это была, в числе прочего, политическая агитация, работа по формированию политического движения и общины. Кроме подобной активности по призыву, агитации и политической организации мусульманской общины Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) активно выстраивал также политические отношения с неверующими. 

Из истории его жизни нам известны факты, когда он прибегал к политической защите и обращался за помощью к немусульманам – своему дяде Абу Талибу, группе знатных людей из города Таиф (братьям Абду-Йалилю, Масуду и Хабибу), ан-Наджаши (негусу) в Абиссинии, которого он просил приютить мусульман, бежавших из Мекки. Также Пророк (мир ему и благословение) призвал к политической присяге группу ансаров из Ясриба (будущей Медины) после принятия ими Ислама во время «Клятвы второй Акабы». 

Все эти и другие действия были совершены Пророком (мир ему и благословение) до своей хиджры в Медину, в период его проживания в языческой Мекке в условиях отсутствия исламского государства и исламского правления. Отсюда очевиден вывод, что при подобных условиях отсутствия исламского правителя или государства, в условиях проживания мусульман в немусульманских обществах, политика нисколько не становится для них запретной. 

Но при этом нужно помнить, что в условиях исламского и неисламского государства и правления существуют свои политические задачи и методы работы. Однако и для первого, и для второго случаев общим является необходимость их полного соответствия принципам Шариата, исламской нравственности и ответственности за судьбы людей, как мусульман, так и всех остальных.

 

Анонсы новостей

Как правильно выбирать могильные плиты? Основные виды изделий

Чтобы могильная плита прослужила без нареканий не один десяток лет, необходимо сразу выбирать надёжный материал. Специалисты рекомендуют приобретать изделия из карельского гранита, потому что он отличается не только высокой прочностью, но и податливо...

Читать полностью

Друзья