Суфизм
Суфизм, или тасаввуф; так называется путь совершенствования духовного мира, постижения Всевышнего, которому следуют суфии и приверженцы тасаввуфа. Тасаввуф представляет собой теоретическую сторону пути истины, а дервишество – его практическую сторону. Кроме того, теоретическую сферу тариката (оформившегося направления, общности в тасаввуфе – прим. ред.) называют "илм-и тасаввуф", т.е. наукой о тасаввуфе, а практическую сторону тариката – дервишеством. Согласно мнению некоторых праведных людей, суфизм – это умерщвление Всевышним Господом нафса – собственного естества и эгоизма человека с последующим достижением особого обновления и прилива сил при помощи божественного света. Перефразируя эту фразу, можно сказать, что это воспитание «совершенного человека», свободного от мирской суеты, сумевшего возвыситься над негативными качествами души, чьи – действия согласуются с божественным велением и беспрецедентным выбором. Иной взгляд на суфизм подразумевает постоянное усердие и самонаблюдение (совершение радений, обычно сорокадневных – прим. ред.) с целью избавления от порочных нравов и наделения высшими моральными качествами.

Высказывания Джунайда Багдади о тасаввуфе перекликаются с понятиями "фана-филлах" и "бакабиллах", что в переводе соответственно означает «раствориться в Господе» и «увековечиться с Господом» (прим. пер.) По словам Шибли, тасаввуф представляет собой некое завершение духовных поисков мусульманина на пути постоянного совершенствования, когда его мысли и чувства связаны только с бескорыстным и преданным служением Всевышнему. Мнение же Абу Мухаммада Джарира сводится к тому, что тасаввуф в противовес отрицательным свойствам характера способствует выработке в человеке возвышенных этических и моральных качеств. Существуют и иные объяснения тасаввуфа, к примеру: как проникновение в суть вещи и бытия; как толкование событий с опорой на марифат (познание Аллаха), восприятие каждого свершения Всевышнего как просвет, дающий возможность наблюдать за Ним и проведение всей жизни в попытке лицезреть Его посредством невообразимого, сверхъестественного внутреннего созерцания и постоянное глубочайшее уважение к Нему с осознанием того, что Он нас видит.

Из подобных определений можно сделать один общий вывод: тасаввуф означает жить в орбите познания Аллаха, любви к Нему и духовного наслаждения, постепенно освобождаясь от человеческих свойств и приобретая ангельские качества и божественную нравственность. 

Основанием для тасаввуфа служит как внешнее соблюдение всех законов и положений шариата[1], так и одновременное внутреннее постижение их глубокого смысла. И салик (т.е. следующий по пути тасаввуфа – прим. пер.), правильно пользующийся двумя этими крыльями, видит предписания внешние из внутреннего содержания, а предписания сокровенные ощущает как явь и вживается в них. Благодаря подобному созерцанию и восприятию он благопристойно следует к намеченной цели и неуклонно приближается к ней. 

Тасаввуф – это путь, открытый к познанию Творца и весьма важное ремесло серьезности. В нём нет места развязности и потехе, да это и невозможно, поскольку основой учения является настойчивое стремление к марифату, подобно пчеле, летающей от улья к цветку и обратно, собирая мед; в очищении сердца от всего постороннего; в удержании нафса от естественных наклонностей; в отказе по мере возможности от плотских желаний; в постоянном поиске духовных истин и следовании по стопам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); в отречении от собственных желаний перед требованиями Всевышнего; в привязанности к Нему, считая это высшей степенью добродетели и вдыхая прекрасную атмосферу Его покоя.  

Целесообразно здесь рассмотреть основание, предмет, благо, столпы и цель тасаввуфа:

Основание тасаввуфа – будучи приверженным основам веры и безукоризненно соблюдая религиозные предписания, привыкая к голоду и бодрствованию, по мере возможности сторониться тех вещей, которым пристрастен нафс. 

Предмет тасаввуфа – взрастить человека до высокого уровня духовной жизни, освободить сердце и направить сокровенную и тонкую суть мудрости к настоящей инстанции благодетели. 

Благо тасаввуфа – развитие в человеке ангельских начал, что способствует постижению прелестей и глубинного смысла веры. 

altЦель тасаввуфа – превращение путем углубления поверхностного сознания раба Господнего в одну из важных сторон человеческой природы, сохраняя постоянство в поклонении; обретение духовности, которая представляет собой вторую натуру человека; приобщение к вечной жизни и проявлениям атрибутов Всевышнего, отгораживаясь от всего преходящего мира сего, прихоти и увлечений. Что же касается столпов суфизма, то их можно перечислить в следующем порядке:
Теоретическими и практическими путями достичь истинного тавхида (единобожия). 
Наряду со слушанием и пониманием Слова Божьего читать и созерцать веления Всесильного и Всемогущего.
Быть преисполненным любовью Господней, а посему смотреть на весь мир как на "колыбель братства" и относиться по-доброму ко всем и вся. 
Стараться быть альтруистом и по мере возможности предпочитать других себе.
Выносить на первый план желания Всевышнего, нежели свои и стараться жить на вершинах "фанафиллях" и "бакабиллах".
Постоянно быть открытым к таким состояниям души как ашк (страстная любовь), ваджд (экстаз), джазба (экзальтация), инджизаб (влечение).
Читать по лицу состояние человеческой души, постигать глубинный смысл и божественные тайны, сокрытые в событиях.
Посещение мест, пропитанных духом потустороннего мира, с целью духовного путешествия или совершения своеобразной хиджры.
Довольствоваться жизненными усладами в законных пределах и даже не помышлять о том, чтобы выйти за пределы дозволенного.
Постоянная борьба с мирскими амбициями и иллюзиями, которые ведут нас к убежденности о вечности мира.
Памятование о том, что служение религии и спасение, в том числе и постижение людьми истины, возможно только через крепкие основы знания, непоколебимую веру, ихлас (искренняя любовь и привязанность – прим. ред.) и благоволение Творца.

К вышеперечисленным обстоятельствам можно добавить ещё два: усвоение явных и сокровенных знаний и принятие опеки праведного наставника. Два последних обстоятельства имеют особое значение в братстве Накшибанди. 

Прорабатывая здесь тему тасаввуфа, мы не можем хотя бы в общих чертах не упомянуть о некоторых понятиях, разъясняющих начальное значение духа дервишизма, которые легли в основу книг о морали, этике и аскетизме. Кроме того, такие понятия считаются ключевыми на пути духовного развития человека, пиком которого считается слияние сердец с «Истиной Ахмада» (т.е. духовной сутью Пророка Мухаммада (мир ему) – прим. ред.). Это следующие понятия, хотя все приводимые термины представляют собой понятия или скорее состояния души, которые невозможно описать или же передать словами, а тем более перевести. Поэтому следует постараться вникнуть в суть и прочувствовать ту духовную атмосферу, которую автор пытается передать при помощи ограниченных понятий и фраз: 

 Во главе угла здесь стоит "яказа"– неусыпность, составляющая основу всего, которая исходит из слов «Мои глаза спят, но сердце бодрствует» и «Люди спят, проснутся, когда умрут». В книге также можно ознакомиться с такими понятиями как тавба – покаяние, инаба – обращение, мухасаба – расчет, тафаккур – размышление, фирар – бегство, итисам – хватка, хальват – уединение, узлат – отрешение (изолирование), халь – состояние, кальб – сердце, хузун – огорчение, хавф – страх, риджа – надежда, хушу – сосредоточенность, зухд – аскетизм, таква – богобоязненность, вара – высшая степень богобоязненности, ибадат – поклонение, убудият – служение Богу (рабство), муракаба – самонаблюдение (самоконтроль), ихлас – искренность, истикамат – целенаправленность, таваккуль – упование, таслим – покорность, тафвиз – вручение, сика – доверительность, хулк – нравственность, тавазу – скромность, футувват – щедрость, сыдк – верность, хая – стыдливость, шукур – благодарность, сабр – терпение, рыза – довольство, инбисат – расширение, касд – направленность, азим – решимость, ирада – воля, мурид – ученик, мурад – желание, якин – твёрдое знание, зикир – многократное поминание, ихсан – благодеяние, басират – прозорливость, фарасат – проницательность, сакина – спокойствие, тума`нина – умиротворённость, курб – близость, бу`д – отдалённость, марифат – познание Бога, мухаббат – любовь, ашк – горячая любовь (страсть), шавк – воодушевление, иштияк – горячее желание встречи, джазба – экзальтация, инджизаб – влечение, дахшат – ужас, хайрат – смятение, кабз – сжать, баст – раскрыть, факр – бедность, гына – богатство, риязат – обуздание нафса, табаддуль – трансформация, хуррият – свобода, хурмат – уважение или неприкосновенность, `илм – наука, хикмат – мудрость, химмат – рвение, гайрат – старание, валаят – состояние святости, сайр – передвижение, гурбат – отчуждённость, истиграк – самозабвение, гайб – неведомое, калак – душевное томление, вакт – время, сафа – наслаждение, сурур – радость, тальвин – принять цвет, тамкин – осторожность, мукашафа – постижение тайн мироздания, мушахада – наблюдение, таджалли – проявление, хаят – жизнь, сакр – состояние опьянения, сахв – пробуждение, возвращение в реальный мир, фасл – разделение, васл – воссоединение, фана – тленность, бака – вечность, тахкик – исследование, тальбис – сокрыть недостатки, вуджуд – существование, таджрид – обособление, тафрид – единость, джам – единение, джам`уль-джам – единение единений и тавхид – единобожие.

 

Анонсы новостей

Как правильно выбирать могильные плиты? Основные виды изделий

Чтобы могильная плита прослужила без нареканий не один десяток лет, необходимо сразу выбирать надёжный материал. Специалисты рекомендуют приобретать изделия из карельского гранита, потому что он отличается не только высокой прочностью, но и податливо...

Читать полностью

Друзья